Типы дорожной одежды
(ДО) состоят из нескольких конструктивных элементов - основание, дополнительные слои и покрытие, которое должно отвечать основным требованиям эксплуатации автомагистралей – ровность, отсутствие скользкости, устойчивость к механическим и климатическим воздействиям, безопасность передвижения, способность выдерживать нагрузки.
Классификация видов:
Усовершенствованный укладывается на усиленное основание, обладает повышенной прочностью и устойчивостью к интенсивным нагрузкам. Делится на 2 подвида:
- Капитальный – применяется асфальтобетонное и цементобетонное покрытие;
- Облегченный – используется щебень, гравий, вяжущие вещества.
Переходный вид имеет сравнительно невысокую износостойкость, подвергается деформированию. Материал – гравий, шлак, щебенка, булыжники, вяжущие средства. Монтируют для дорог со средней интенсивностью передвижения автотранспорта. Впоследствии поверх переходного полотна можно накладывать усовершенствованное покрытие.
Низшие - применяется в качестве временного объездного пути и при низких нагрузках. Эксплуатационный период – 12 месяцев. Монтируется на грунтовых, щебневых, гравиевых основаниях. Возможно улучшение качественных показателей посредством введения гранулометрических компонентов.
Классификация по жесткости
- Нежесткая - особенность – сниженное сопротивление изгибу, невосприимчивость растягивающихся напряжений. Изготавливается нежесткий вид из любых материалов, кроме асфальтобетона и цементобетона. Назначение – равномерное распределение давления от автошин на подстилающий слой, снижение удельных нагрузок. Предупреждает проникновение влаги в основание.
- Жесткая ДО - оказывает сопротивление изгибам и модулям упругости, распределяет давление от нагрузок сильнее, чем предыдущий тип. Не реагирует на температурные колебания, повышенную влажность.
Характерные особенности покрытий
- Асфальтобетонная поверхность - прочное основание, но на протяжении первых недель обладает повышенной скользкостью. Причина этому кроется в образовании тонкой битумной пленки с минеральными порошками во время укатки. На таком участке передвигаться нужно на низкой скорости, особенно после дождя.
- Цементобетонное полотно - долговечный, прочный материал, не переносящий повышенной влажности, из-за чего поверхность деформируется, а в грунт между плитами проникает влага. Через несколько лет на верхний пласт наносят асфальтобетонную смесь.
- Булыжники - используются в качестве черновой основы, временного объездного пути, второстепенной трассы. Булыжные мостовые выдерживают не более 1000 автомобилей в день, имеют неровную поверхность, которая во время дождя и снега становится скользкой.
- Гравийные дороги - отличаются образованием волн и пыли на поверхности. Для улучшения связующих свойств добавляют вяжущие вещества, глинистые частицы. Используют гравий разных фракций.
- Щебень - плохо сопротивляется износу, поэтому применяют её, как основание под органические вяжущие компоненты. Допустимо укладывать при незначительной интенсивности (до 300-от машин в день), поверхность монолитная и шероховатая.
- Грунт - уплотняется проезжающими автомобилями, при сухой погоде создает пыль, влажной – буксование. Для придания устойчивости и улучшения качеств добавляют связывающие вещества (цемент, известь), которые не реагируют на повышенную влажность. Лучший вариант использования грунтового слоя – основание.
Тип определяется в преддверии строительства автомобильной дороги, то есть на этапе проектирования. Выбор зависит от многих факторов – предстоящие нагрузки, интенсивность движения, климатические условия, геодезические данные.